Программа развития МБДОУ на 2022 - 2027 г.

1

Содержание

1.

Паспорт программы развития МБДОУ с. Ракитное

стр. 3

2.

Информационная справка о МБДОУ с. Ракитное

стр. 6

3.

Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ с.
Ракитное

стр. 8

3.1. Информация о детях
3.2.

стр. 8

Информация о родителях (законных представителях)

стр. 10

3.3. Информация о кадрах

стр. 12

3.4. Учебно-методическая база

стр. 13

3.5. Материально – техническая база МБДОУ с. Ракитное

стр. 13

3.6. Обеспечение безопасности

стр. 15

4.

Концепция развития МБДОУ с. Ракитное

стр. 21

5.

Стратегия развития дошкольного учреждения

стр. 17

2

ПАСПОРТ
Программы развития
Наименование
программы
Основания для
разработки
Программы

Разработчики
Программы

Руководитель
Программы
Назначение
Программы

Программа Развития Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад село Ракитное
Хабаровского муниципального района, Хабаровского края
на 2022 - 2027 г.г.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании» в Российской Федерации;
• Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об
утверждении Сан-ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г.
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»
• Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования;
• Стратегия развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г № 1101р);
План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях
социальной сферы, направленные на повышение эффективности
образования и науки» (утверждѐн Распоряжением Правительства
РФ от 30.12.2012 № 2620-р);
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением
Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р, от 15.05.2013 №792-р);
• Устав МБДОУ с. Ракитное.
Н.В. Григорьева – учитель-логопед
С.С. Искандарова - воспитатель
Н.А. Вершигорук – воспитатель
О.В. Распопова – воспитатель
Г.И. Дмитриева – воспитатель
Э.Г. Габбасова – музыкальный руководитель
Е.И. Ковалева – заведующий
Программа
развития
предназначена
для
определения
перспективных
направлений
развития
образовательного
учреждения на основе анализа работы МБДОУ за предыдущий
год.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные
направления обновления содержания образования и организации
воспитания, управления дошкольным учреждением на основе
инновационных процессов.
3

Проблема

Как организовать образовательное пространство МБДОУ с.
Ракитное, которое соответствует современным потребностям
общества.

Основная цель
Программы

Создание условий, для повышения доступности качественного
образования, соответствующего современным потребностям
общества.
- Способствовать организации образовательного пространства
МБДОУ с. Ракитное, с целью формирования устойчивой
мотивации, на сохранение и укрепление физического здоровья
воспитанников.

Основные задачи
Программы

- Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов
ДОУ в части освоения современных педагогических технологий.
- Усовершенствовать организацию системы взаимодействия ДОУ
с родителями (законными представителями) воспитанников
посещающих образовательное учреждение.

Принципы
реализации
Программы

Предполагаемый
срок реализации
программы

- Привести в соответствие с ФГОС ДО предметно-развивающую
среду, способствующую формированию общей культуры,
развитию физических и интеллектуальных воспитанников
Принцип совместной и ведущей деятельности (развитие
осуществляется в деятельности, которая включает следующие
компоненты: цель, мотив, действия и операции, алгоритмы для
выполнения поставленных целей, орудия (предметы, с которыми
совершаются действия).
Принцип
педагогической
компетентности аккумулирует принципы коммуникации,
параллельности,
открытости,
развития
(соразвития,
взаиморазвития и саморазвития).
Принцип гуманизации (ориентация педагога на личность
ребенка);
Принцип раскрытия личностного потенциала (гармоничное
соединение стержневых направлений в развитии ребенка:
физического, духовного, интеллектуального).
Принцип интеграции и координации (способы деятельности
всех субъектов (администрации, сотрудников, педагогов,
специалистов узкого профиля, родителей, воспитанников) в
системе «дети-педагоги-родители»).
Принцип
диалогичности
(оптимизация взаимодействия субъектов
образовательного
процесса).
Принцип человекосообразности (учет природосообразности
(возрастные,
психологические,
типологические,
индивидуальные особенности и возможности
детей)
и
культуросообразности
(соответствие
элементов образования
модели социума, национальному, региональному компоненту) в
развитии воспитанников.
С 01 марта 2022 г по 01 марта 2027 г

4

Сроки и этапы реализации Программы
I этап
Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы развития
(подготовительный)
январь 2019 г.сентябрь 2020 г.
II этап (реализации)

Цель: практическая реализация Программы развития

сентябрь 2020 г.сентябрь 2024 г.
III этап
(обобщающий)
сентябрь-декабрь
2024 г.

Цель: выявление соответствия полученных результатов по
основным направлениям развития ДОУ поставленным целям и
задачам
Ожидаемые результаты

Способствовать
организации
образовательного
пространства ДОУ,
с целью
формирования
устойчивой
мотивации, на
сохранение и
укрепление
физического
здоровья
воспитанников
Обеспечить рост
профессиональной
компетентности
педагогов ДОУ в
части освоения
современных
педагогических
технологий.

Усовершенствовать
организацию
системы
взаимодействия
ДОУ с родителями
(законными
представителями)

- Снижение уровня заболеваемости
- Прирост физических качеств
- Динамика посещаемости воспитанниками ДОУ

- Созданы условия для непрерывного повышения квалификации
педагогических работников и их профессионального развития.
- Повышен уровень профессиональной компетенции
педагогических работников ДОУ для применения
образовательных технологий.
- Участие педагогов в методической работе ДОУ,
профессиональных конкурсах.
- Обобщение и распространение педагогического опыта .
- Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через
поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- Повысить уровень воспитательных умений и педагогической
культуры родителей;
- Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания,
5

воспитанников
посещающих
образовательное
учреждение.
Привести в
соответствие с
ФГОС ДО
предметноразвивающую
среду,
способствующую
формированию
общей культуры,
развитию
физических и
интеллектуальных
и личностных
качеств
воспитанников
Источники
финансирования
Система
организации
контроля за
исполнением
программы

лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- Обеспечение оснащения групп в соответствии с требованиями
ФГОС ДО.
- Обновление материальной базы.

Выполнение программы обеспечивается за счет различных
источников финансирования: бюджетные и внебюджетные
средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования).
Педагогический совет ДОУ
Общее собрание
Наблюдательный совет

6

2. Информационная справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад. с. Ракитное Хабаровского муниципального района Хабаровского края, введено в
эксплуатацию в январе 1987 года.
Полное наименование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад. с. Ракитное Хабаровского
ДОУ;
муниципального района Хабаровского края
Ковалева Елена Иосифовна
Заведующий
Тип образовательного Дошкольная образовательная учреждения
учреждения
Администрация Хабаровского муниципального района
Учредитель
Юридический адрес Российская федерация, 680505. Хабаровский край,
Хабаровский район, село Ракитное, ул., Центральная, д. 21,
телефон: 29-36-05.
Российская федерация, 680505. Хабаровский край,
Фактический адрес
Хабаровский район, село Ракитное, ул., Центральная, д. 21,
телефон: 29-36-05.
(4212) 29-36-05.
Телефон
detskiysadsrakitnoe.mkdou@mail.ru
Электронная почта
https://rakitnoe.tvoysadik.ru
Информационный
сайт
Рег.№ 690 от 19.12.11г.г. Срок действия – бессрочно.
Лицензия на право
ведения
образовательной
деятельности
№ ФС-27-01-000542 от 12.01.12г.
Лицензия на право
осуществления
медицинской
деятельности
1022700858960.
ОГРН
2720022330
ИНН
МБДОУ с. Ракитное
Режим работы
с 7.30 – 18.00, дежурная группа – до 19.30
МБДОУ
Рабочие дни: понедельник – пятница
с. Ракитное
Выходные: суббота, воскресенье
Реализация основной общеобразовательной программы
Предмет
дошкольного учреждения; присмотр и уход за детьми.
деятельности ДОУ
- охрана жизни и укрепление физического и психического
Вид деятельности
здоровья воспитанников;
- обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и физического
развития воспитанников;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей
гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения
полноценного развития воспитанников;
7

Форма обучения
Образование
(обучение) в ДОУ
В ДОУ
функционируют
9групп

- оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) по вопросам
воспитания, обучения и развития детей;
- организация оздоровительных мероприятий, оказание
профилактической помощи воспитанникам.
Очная
Осуществляется на государственном русском языке.

- для детей от 2 до 3 лет (1 младшая);
- для детей от 3 до 4 лет (2 младшая);
- для детей от 4 до 5 лет (средняя);
- для детей от 5 до 6 лет (старшая);
- для детей от 6 до 7 лет (подготовительная).
17 педагогов:
Педагогический
11 воспитателей,
коллектив ДОУ
2 музыкальных руководителя,
1 инструктор по физической культуре,
1 педагог - психолог,
1 учитель - логопед.
1старший воспитатель
• МОУ СОШ с. Ракитное,
Ближайшее
• Спортивный зал МОУ СОШ с. Ракитное
окружение
• ФАП с Ракитное;
учреждения (социум)
• Ракитненская сельская библиотека
• Почта;
• Сеть продуктовых магазинов;
• Аптека;

3. Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ с. Ракитное
3.1. Информация о детях
Контингент воспитанников ( на 01.01.2022г)
Количество групп
10
Списочный состав, из них:
222 ребенка
от 2 до 3-х лет
1 группа – 30 детей
от 3-х лет старше
8 групп – 192 ребенка
Количество воспитанников в группах общеразвивающей направленности определяется
исходя из расчета площади групповой (игровой) - для групп раннего возраста не менее 2,5
метров квадратных на одного ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров
квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

8

Анализ состояния здоровья детей
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье
детей. Мониторинг здоровья воспитанников за период с 2020 по 2021 г. показывает:

Анализ посещаемости
Ед.
2020
измерения
ясли
сад
21
179
Списочный состав
Кол-во
1.68
2.14
Количество пропусков на 1
%
ребенка
150
1002
Количество пропусков детодней Кол-во
по болезни
2
15
Количество часто и длительно
Кол-во
болеющих детей
Год

2021
ясли
30
1.95

сад
192
3.1

22

1734

3

16

Из данных таблицы видно, что количество часто болеющих детей увеличилось, а
количество пропусков на одного ребенка уменьшилось.
Анализ групп здоровья детей
Группы здоровья
Количество детей
Количество детей
(01.01.2020)
(01.01.2021)
78
85
I группа
117
132
II группа
2
3
III группа
3
2
инвалиды
200
222
Общее количество:
Снизилось количество детей с III группой здоровья. Увеличение произошло в I группе
здоровья, во II группе здоровья.
Работа с родителями по данному направлению ведется систематически, используются
такие формы работы: консультации индивидуальные и групповые, памятки, помощь
родителей в организации спортивных праздников и досугов.
Проведѐнный анализ профилактических мероприятий и физкультурно-оздоровительной
работы показал сотрудникам, что необходимо провести следующую работу по данному
вопросу:
1. Оптимизировать работу дошкольного учреждения по профилактике простудных
заболеваний, физкультурно-оздоровительной работы в группе;
2. Усилить контроль за физкультурно-оздоровительной работой со стороны
администрации;
3. Улучшить просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с
сотрудниками и родителями воспитанников.
9

Уровень физической подготовленности детей
Годы
2019-2020
2020-2021
Уровни
н
ср
в
н
ср
в
91%
4%
9%
56%
35%
Кол-во детей 5%
Анализ результатов показывает, что повысился высокий уровень и к сожалению на 4 %
низкий уровень и снизился средний уровень физ. подготовленности детей.
Из таблиц мы видим, что % групп здоровья увеличивается, а уровень физической
подготовки падает, это говорит о том, что:
- На занятиях по ФК не было достаточной нагрузки;
- Недостаточно времени дети пребывают на свежем воздухе (погодные условия)
Проблема: снижение уровня физического здоровья детей
Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
Диагностика уровня познавательных способностей по образовательным областям за 2020
– 2021 учебный год представлена в таблице:
Подготовительные группы
Вид деятельности
Уровень освоения
МА (развитие математических Высокий
представлений)
Средний
Низкий
Р (речевое развитие)
Высокий
Средний
Низкий
Э
(развитие
экологических Высокий
представлений)
Средний
Низкий
Предметный мир (окружающий Высокий
мир)
Средний
Низкий
К (конструирование)
Высокий
Средний
Низкий
ИЗО
Высокий
Средний
Низкий
Ф (физическая культура)
Высокий
Средний
Низкий
Итог:
Высокий
Средний
Низкий
Анализ результатов освоения детьми программного
положительную картину развития выпускников.
3.2. Информация о родителях (законных представителях)
Социальный паспорт семей воспитанников:
10

Итог в %
63
37
55
45
47
53
42
58
54
46
56
44
31
69
51
49
содержания

показывает

Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется изучению контингента
родителей. Систематически педагоги ДОУ проводят информационно-аналитическую
работу по выявлению социального и образовательного статуса членов семей
воспитанников. В 2020 году ДОУ посещало 162 семьи из них 3 ребенка-опекаемые. В
2021 г. всего ДОУ посещает дети из 179 семей их них 4 ребенка опекаемых.

По социальному статусу родителей:
прочие
бюджет
военнослужащие
2020г 2021г 2020г 2021г
2020г
2021г
55
41
68
63
41
41
полная
2020г
79
среднее
2020г
2021г
66
50
22-30 лет
32

полиция
2020г 2021г
14
14

пожарник
2020г 2021г
1
1

По социальному статусу семьи в %:
неполная
многодетная
2021г
2020г
2021г
2020г
2021г
69
11
13
10
18
По образованию в %:
среднее специальное
высшее
2020г
2021г
2020г
2021г
25
16
41
34
По возрасту:
30-35 лет
35- выше
40
28

Таким образом, можно говорить о тенденциях в развитии современной семьи:
• повысился образовательный уровень семей;
• увеличивается количество детей в семьях;
• появление семей, взявших детей по опеку.
Анализ удовлетворенности родителями деятельностью ДОУ:
2020 год
Удовлетворенность 82%
родителями
деятельностью ДОУ
Улучшение материальноПоложительные
моменты отмеченные технической базы ДОУ.
родителями
Не достаточное количество
Отрицательные
моменты отмеченные материальных средств в
обороте ДОУ со стороны
родителями
учредителя
Пожелания родителей Введение в программу ДОУ
дополнительных услуг
11

2021год
87%
Четкое соблюдение режима дня,
проведение профилактических и
оздоровительных мероприятий.
Хорошее качество и разнообразие
приготавливаемой пищи.
Установка домофона в ДОУ,
Замена асфальтового покрытия.
Пополнение малых форм на
прогулочных площадках.

Педагогами ДОУ ведѐтся активная просветительская работа, направленная на повышение
компетентности в вопросах воспитания и развития детей, успешной социализации ребѐнка
в обществе.
Остаѐтся проблемой привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном
процессе. Анализ анкет и опросов родителей по вопросам развития детей показывает
недостаточную компетентность родителей в психологических и возрастных особенностях
детей.
3.3. Информация о кадрах
Педагогический коллектив состоит из 17 педагогов, среди них:
 заведующий – 1;
 старший воспитатель – 1;
 воспитатели – 11;
 педагог-психолог -1;
 учитель-логопед -1;
 музыкальный руководитель -2;
 инструктор физического воспитания -1.
Педагогический коллектив работает стабильно.
Характеристика квалификационных критериев педагогов
•
высшая квалификационная категория – 2 педагога, 12%
•
первая категория – 5 педагогов, 29%;
•
соответствие занимаемой должности – 7 педагога, 41%;
•
без категории – 3 педагогов, 18%.
Курсовая подготовка.
Курсовую подготовку в текущем году прошли 7 педагогов. В следующем 2020-2021
учебном году планируют пройти курсы повышения квалификации 8 педагога и курсовую
подготовку для руководителей, планирует пройти заведующий.
Характеристика уровней образования:
•
высшее -10 человек, 58%;
•
средне - специальное – 2 человека, 12%;
•
среднее – 5 человека, 30%.
Возрастная характеристика педагогического коллектива:
•
20-30 лет - 3 педагога, 18%
•
30-40 лет -3 педагога, 18%
•
40-50 лет – 6 педагогов, 35%
•
50 и более лет- 5 педагогов,29%
Педагоги проводят открытые просмотры образовательной деятельности, мастер классы
для педагогов ДОУ района, слушателей курсов повышения квалификации. Коллектив
интенсивно входит в мир компьютера и Интернета, 25% посещают вебинары по
интересующимся их темам. Многие педагоги в своей работе с детьми используют
самостоятельно созданные презентации по различным
направлениям и темам, активно принимают участие на различных педагогических
форумах. Участвуют в районных, краевых, всероссийских конкурсах.

12

3.4. Учебно-методическая база
Учреждение укомплектовано методической литературой для педагогов для реализации
программы. За последний год произведено обновление пособий с учетом ФГОС ДО.
Постоянно приобретаются комплекты игрушек в группы детей раннего, младшего,
среднего и старшего дошкольного возраста, рекомендуемых программой.
Во всех группах имеется необходимое оборудование для осуществления учебновоспитательного
процесса:
демонстрационный,
раздаточный
материал
для
образовательной деятельности. Оборудованы центры для игровой, самостоятельной и
творческой деятельности, их содержание соответствует возрастным и программным
требованиям и постоянно пополняется и обновляется.
Группы раннего и младшего возраста оснащены разнообразным игровым и
дидактическим материалом на развитие сенсорных представлений и моторных навыков:
вкладыши, пирамидки, шнуровки, звуковые игрушки, конструктор. Имеются игровые
уголки, соответствующие возрастным особенностям детей: «Дом», «Парикмахерская»,
«Больница», «Магазин»; уголок «Ряжения» и т.д. В группах старшего и среднего
дошкольного возраста развивающая среда содержит материалы, направленные на
развитие познавательно – речевых, математических. экологических представлений у
детей. Произведено центрирование по видам деятельности. Имеются разные вида театра
(настольный, теневой, пальчиковый, перчаточный и др.), магнитофоны, доски для
творческой деятельности; все группы оснащены развивающими игрушками. В каждой
группе уголок природы с календарем погоды, материалами для экспериментирования.
Художественно-эстетические центры содержат разнообразные материалы для творческой
деятельности (карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, мелки, пластилин, разные виды
бумаги, природный и бросовый материал). В развивающей среде имеются материалы по
приобщению детей к народной культуре, знакомству с родным краем, символикой,
большое количество игр на развитие речи, математических представлений, внимания,
памяти, мышления. Вся среда направлена на обеспечение эмоционального комфорта и
психического благополучия детей (игрушки для снятия эмоционального напряжения,
подобран детский музыкальный материал).
Необходимо пополнить и обновить дидактический материал по группам, комплекты
игрушек, регулярно обновлять сюжетные игры новыми атрибутами, а так же постоянно
обновлять выносной прогулочный материал и оборудование для спортивных уголков.
3.5. Материально – техническая база ДОУ
МБДОУ с. Ракитное находится не территории Хабаровского муниципального района.
Проектная мощность 12 групп.
Помещения ДОУ включают в себя, в данный момент) следующий набор: 9 групповых
ячеек: музыкальный зал, специализированные помещения (кабинет заведующего, кабинет
зам.зав по АХР, методический кабинет, кабинет логопункта, кабинет психолога);
сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, кладовая, прачечная);
служебно-бытовые помещения. Групповые ячейки состоят из игровой комнаты, спальных
комнаты раздевалки (приемной), туалетной комнаты .
Территория ДОУ огорожена забором. Содержание участков удовлетворительное, игровое
оборудование на участках требует дополнения и замены, территория озеленена, на
территории находится площадка для спортивных занятий.

13

Уборка участков проводится ежедневно, мусор убирается в мусоросборники (вывозится
по графику согласно договору).
Для создания комфортных и безопасных условий пребывания детей, осуществления
качественной образовательной деятельности в ДОУ обновляется предметная развивающая
среда в соответствии с требованиями к среде во всех группах. Все базисные компоненты
среды включают в себя необходимые условия для физического, художественноэстетического, познавательно-речевого и социально-личностного развития ребенка.
Функциональное использование пространства учреждения позволяет создать условия
для различных видов детской деятельности.
Не смотря на трудности экономического характера, в ДОУ идет активный процесс
обогащения предметно-развивающей среды, создаваемой с учетом:



Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования к предметно-развивающего пространства ДОУ.
динамичности, индивидуальной комфортности, открытости-закрытости, учета
половых и возрастных различий, активности и творчества.

№

Помещения для
Оснащенность кабинетов
организации в/обр.
процесса
-компьютер, сканер, принтер, система видеонаблюдения
1.
Кабинет заведующего -1
2.
Методический кабинет – 1 - около 300 методических книг и пособий,
- мультимедийный проектор, экран – 1
- развивающие и дидактические игры, картины, наглядный
материал
- пианино, электрическое пианино
3.
Музыкальный зал – 1
- музыкальный центр
- караоке с микрофоном,
- для эффектного освещения «Зеркальный» шар
- детские музыкальные инструменты
- развивающие игры, диски,
- шкаф-купе с зеркалами
- для театральной деятельности- ширма
- много театральных костюмов для детей и взрослых
4.
Кабинет логопункта - 1
- развивающие и дидактические игры, диски, картины,
методическая и специальная литература
Согласно программным задачам. Каждая группа подбирала
5.
Групповые -9
мебель по своим потребностям и согласно структуре
помещений. В группах имеются телевизоры с DVD
проигрывателем или видеомагнитофоном.
Если сравнить результаты состояния учебно-методической базы ДОУ за 3 года, то видно,
насколько улучшилось оснащение. Благодаря помощи родителей, в группы были
приобретены телевизоры, развивающие и игровые пособия и материалы, заменены окна в
групповых помещениях и многое другое.
Несмотря на то, что сделано многое, задача оснащения предметно-развивающей среды
ДОУ остается одной из главных. В группах необходимо продолжать расширять и
14

обновлять строительные и игровые уголки, пополнять дидактические и развивающие игры
с учетом ФГОС ДО.
Проблемной областью материально-технической базы всегда является износ имеющихся
ресурсов, а так же еѐ соответствие современным требованиям. Развитие технологий не
стоит на месте, в настоящее время актуальной проблемой становится техническое
оснащение детского сада для реализации информационно-коммуникативных технологий в
воспитательно-образовательном процессе.
3.6. Обеспечение безопасности
1. В детском саду разработан
паспорт безопасности (антитеррористической
защищенности), согласован с УМВД России по Хабаровскому району, ГУМЧС России
по Хабаровскому краю и УФСБ России по Хабаровскому краю.
2. План предупреждения и ликвидации ЧС, согласован начальником управления по делам
ГО и ЧС Хабаровского района.
3. В детском саду установлена «тревожная сигнализация», автоматическая установка
пожарной сигнализации и видеонаблюдения.
4. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и ПДД.
5. Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.
Вывод: социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации
воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с
социальной действительностью, не покидая пределов села. Вся работа по обеспечению
безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются
планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне
и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы, работает пожарнотехническая комиссия, комиссия по охране труда. Все предписания контролирующих
органов своевременно исполняются.
Внутренние
факторы,
оказывающие
влияние на
развитие
Образовательная
деятельность

Анализ внутренней среды
Возможности

Реализуется основная
образовательная
программа ДОУ,
разработанная в
соответствии с ФГОС ДО.
Для еѐ реализации
подготовлены и обучены
педагогические кадры.

Угрозы

- Переход на ФГОС ДО вызывает
неуверенность у части
коллектива.
- Частая корректировка планов
работы за счет большого
количества введения новых
нормативных документов.
- Недостаточный уровень
психологического сопровождения
педагогического процесса.
Кадровое обеспечение Стабильный
Не достаточно высокий социальный
педагогический коллектив. статус профессии воспитателя в
Мониторинг
обществе.
профессиональной
Профессиональное выгорание.
деятельности педагога.
Недостаточный уровень умений
Отлажена система
оперативной корректировки
повышения квалификации рабочей документации.
15

педагогов;
Обучение в
педагогическом колледже
и вузах города.
Качество личной работы
педагогов и ее постоянное
совершенствование.
Добровольная аттестация
педагогов.
Демонстрация опыта Участие в методических нет
педагогической
мероприятиях города и
работы
района.
Открытость к
демонстрации опыта своей
работы.
Активное участие и
победы в конкурсах
различных уровней.
Сформированность
Педагоги владеют ИКТ
Нет компьютерного оснащения в
информационного
технологиями.
группах.
пространства
Наличие сайта ДОУ.
Использование
информационных ресурсов
сайтов и образовательных
порталов.
Кабинет администрации
оснащен сетью Интернет.
Сохранение здоровья Приоритетная задача
Объективное ухудшение здоровья
работы - охрана жизни и поступающих в детский сад детей,
здоровья детей.
что снижает уровень получения ими
Использование в работе
качественного образования.
здоровьесберегающих
Низкий уровень активного семейного
технологий.
отдыха.
Система работы по
Отсутствие регулярного
формированию
сбалансированного питания
представлений и навыков детей дома.
здорового образа жизни. Неблагоприятная экологическая
Дни здоровья, спортивные ситуация мегаполиса.
праздники, олимпиады,
соревнования детей вместе
с
родителями.
МатериальноСозданы оптимально
Недостаток мультимедийного
техническая база
возможные условия для
оборудования.
организации
Износ мебели, устаревшая
образовательного процесса методическая литература

16

Определение возможных путей решения проблем
Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям,
отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, необходимы системные
изменения в образовательном учреждении.
Наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются:







Правовая культура всех участников образовательного процесса не в полной мере
соответствует современным требованиям и не всегда обеспечивает их правовое
поведение.
Система работы с информацией и использование ИКТ ресурсов не в полной мере
обеспечивает потребности детского сада и реализацию принципа открытости.
Не в полной мере отработана система здоровьесбережения сотрудников и
воспитанников ДОУ.
Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень профессионализма и
компетентности владения навыками исследовательской работы.
Родительская общественность не достаточно включена в планирование и оценку
качества работы ДОУ.

Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития ДОУ.
Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти одномоментно.
Программа развития на 2022-2027 г.г. призвана осуществить переход от актуального
развития ДОУ к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и
перегруженность деятельности, тем самым делая этот переход психологически
комфортным для всех участников педагогического процесса.
Угрозы (опасности):
- угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс;
- отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у
отдельных педагогических работников;
- стереотипность мышления педагогов.
4. Концепция развития ДОУ
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе
дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию
образовательной
деятельности,
ориентированной
на
развитие
личности
и
предусматривающего в своей основе личностно - ориентированную модель образования.
Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества
и партнѐрства, нацеливает работников дошкольного образовательного учреждения на
творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному
саморазвитию и самостановлению.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья,
ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной
стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой
стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребѐнком.
Модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:
1. Право каждого ребѐнка, как на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в
соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями.
17

2. Признание самоценности периода детства каждого ребѐнка, его уникальности и
неповторимости.
3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация различных по
содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их
адаптация к работе ДОУ).
В основе концепции развития ДОУ лежит возможность:
 комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе;
 интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития, для
достижения максимального качества образовательного процесса;
 создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребѐнком, были бы
взаимосвязаны.
Личностные «компоненты» нашей образовательной системы – дети, родители и
воспитатели. Ребѐнок в нашей системе рассматривается как активный субъект
образовательного процесса, цель и результат деятельности. Мы считаем, что решить
задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе
разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребѐнок будет испытывать
удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищено и уверенно.

Миссия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад село Ракитное, Хабаровского муниципального района, Хабаровского края «Качественное дошкольное образование - каждому ребенку нашего дошкольного
учреждения!»
В жизни человека, дошкольному детству ,отведено не так много времени, но от того, как
оно прожито ребѐнком, зависит физическое и психическое здоровье, развитие его
способностей, духовного и интеллектуального потенциала. Поэтому необходимо
эффективно использовать этот возраст, который можно назвать возрастом накоплений:





создать возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
обеспечить охрану и укрепление здоровья;
способствовать разностороннему и своевременному психофизическому развитию;
приобщать к основным сферам человеческой деятельности и культуры: труду,
искусству, морали, духовности;
 выявить индивидуальные способности и качества личности ребѐнка и развивать их;
 создавать условия для полноценного развития личностных начал через механизмы
самореализации, самоосуществления, самоактуализации.
Выполнение данной миссии призвано обеспечить становление оптимальных базисных
характеристик личности современного дошкольника-выпускника, предусмотренных
реализуемой ООП ДО, созданной на основепримерной комплексной программы «От
рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цель программы: Создание условий, для повышения доступности качественного
образования, соответствующего современным потребностям общества.
Задачи программы:
1. Способствовать организации образовательного пространства МБДОУ с. Ракитное,
с целью формирования устойчивой мотивации, на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья воспитанников.
18

2. Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части
освоения современных педагогических технологий.
3. Усовершенствовать организацию системы взаимодействия ДОУ с родителями
(законными представителями) воспитанников посещающих образовательное
учреждение.
4. Привести в соответствие с ФГОС ДО предметно-развивающую среду,
способствующую формированию общей культуры, развитию физических и
интеллектуальных и личностных качеств воспитанников.
Образ субъектов образовательных отношений:
Модель выпускника дошкольного учреждения
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее
стремительного физического и психического развития ребѐнка, первоначального
формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей
последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития
ребѐнка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно
овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.
Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими
характеристиками:
• здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно
заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, снятие
синдрома гипервозбудимости, коррекция функциональных отклонений и
отклонений в физическом развитии – положительная динамика;
• коммуникативная компетентность - умение общаться с взрослыми и
сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих
чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными
средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
• физическая компетентность - забота о своѐм здоровье, желание физического
совершенствования с учѐтом возрастных и индивидуальных возможностей;
• интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами
решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;
• креативность - отношение ребѐнка к окружающему миру, как к объекту
преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается
оригинальностью, вариативностью;
• любознательность - исследовательский интерес ребѐнка;
• инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех
видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми,
добиваться результатов;
• произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей.
Умение управлять своим поведением в соответствии с определѐнными
сформированными у него представлениями, правилами и нормами.
19

Модель педагога детского сада
Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного учреждения.
Одновременно повышается требование к педагогу, к его работе в инновационном режиме.
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное
значение приобретает образ педагога детского сада.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения
взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов учреждения с детьми, мы
пришли к выводу, что они приняли новую тактику общения, основанную на принципах
сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребѐнка и перспектив
его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно
определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):
1. Профессиональная компетенция воспитателя:











имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях
обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей
педагогической деятельности;
владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей группы;
умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных
особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей
на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель
взаимодействия с детьми;
проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения
ИКТ в образовательном процессе;
стимулирует активность детей на занятии, их увлечѐнность познавательными и
практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний,
потребность к творческой переработке усвоенного материала.

2. Проявление организационно-методических умений:





использует в работе новаторские методики;
включает родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у
родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.

3. Личностные качества педагога:





имеет чѐтко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным
нормам общества;
обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребѐнка,
чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя
самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и
неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
20



ведѐт работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического
персонала учреждения, родителей и социума.

Таким образом, обе модели ребѐнка-выпускника и педагога отражают приоритеты в
развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый
результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна
представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и
психических функций организма, воспитанию детей с 2 до 7 лет, их социализации и
самореализации.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития должны произойти
существенные изменения в следующих направлениях:
 Переход на новые образовательные стандарты дошкольного образования.
 Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья
воспитанников на основе научно обоснованных современных технологий.
 Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание
условий для успешной социализации и гражданского становления личности
воспитанников.
 Развитие потенциала педколлектива и кадровое обновление.
 Предметно-развивающая среда соответствует требованиям ФГОС ДО и
обновленная материально-техническая база ДОУ.
5. Стратегия развития дошкольного учреждения
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2027 года. Стратегия определяет
совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие
детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «Здоровый
Малыш», «Кадры», «Родители», «Предметно-развивающая среда ДОУ», обеспечивающие
участие в реализации программы коллектива детского сада родителей воспитанников,
социума.
Стратегическая цель программы: Создание условий, для повышения доступности
качественного образования, соответствующего современным потребностям общества.
Механизм реализации Программы развития
 Механизмом реализации программы развития ДОУ является составляющие ее проекты
и программы.
 Научно-методическое и организационное сопровождение реализации проектов
программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации,
педагогов, родителей воспитанников.
 Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой план работы
образовательной организации.
 Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок
в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете,
рассматриваться на родительских собраниях и представляться через Публичный доклад
заведующего ДОУ ежегодно.

21



Предполагается организация и проведение серии семинаров, способствующих
психологической и практической готовности педагогического коллектива к
деятельности по реализации проектов.

Этапы

Этапы реализации программы
1 этап
2 этап
2022 январь-с
сентябрь 2023 г.
сентябрь 2023 г.
сентябрь 2027 г.

3 этап
сентябрь –
декабрь 2027 г.
Цель: выявление
Цель: подготовить
Цель: практическая
соответствия
ресурсы для реализации реализация
полученных
Программы развития
Программы развития результатов по
основным
направлениям
развития ДОУ
поставленным
целям и задачам.
- Создание банка
- Реализация
- Комплексная
Блок
оценка состояния
«Здоровый малыш» данных воспитанников, мероприятий,
детей-инвалидов,
детей
направленных
на
физкультурноВнедрение
«группы риска»;
укрепление здоровья, оздоровительной и
современных
Разработка
снижения
профилактической
здоровьесберегаю
заболеваемости детей работы ДОУ;
щих технологий в подпрограмы,
направленной
на
и сотрудников ДОУ; - Оценка
в образовательную
сохранение и
- Организация
эффективности
деятельность.
укрепление здоровья
индивидуального
программы
 Повышение
воспитанников и
консультирования
«Здоровый
валеологической, педагогов ДОУ;
педагогов по вопросам малыш»;
психолого–
сохранения и
педагогической
укрепления здоровья - Обобщение опыта
компетентности
воспитанников;
работы
всех участников
дошкольного
образовательного
- Организация
учреждения в
процесса.
совместного
вопросах
 Уменьшение
проведения с
приобщения детей
уровня
родителями
и взрослых к
заболеваемости
спортивных и
культуре здоровья
воспитанников и
валеологических
через выпуск
педагогов ДОУ.
досугов;
буклетов и
- Организация и
информационных
проведение
листовок и
мероприятий с детьми распространение
спортивной,
их среди
валеологической,
заинтересованного
здоровьесберегающей населения;
направленности;
- Разработка проекта
Повышение
- Выявление,
Блок «Кадры»
«Кадры»;
профессионального
обобщение и
 Повышение
мастерства педагогов: транслирование
квалификации
Составление
педагогов.
- курсовая подготовка; передового
перспективных планов
педагогического
22







Повышение
повышения
профессиональной квалификации и
компетентности аттестации педагогов;
педагогов.
- Создание условий для
Изучение и
прохождения курсов
использование
повышения
современных
квалификации
технологий в
образовательно- педагогов;
воспитательной
- Создание творческих
деятельности.
Транслирование групп воспитателей и
специалистов по
опыта работы
методическим
через участие в
проблемам, связанным с
конкурсах,
введением ФГОС;
участие в
районных
методических
объединениях

23

- аттестация на кв.
категорию
- участие в работе
семинаров различных
уровней;
- проведение
открытых
мероприятий;
- участие в работе
творческих групп;
- работа над
выбранной темой;
- участие в конкурсах
различного уровня;

опыта на разных
уровнях через:
 • конкурсы
профессиональн
ого мастерства,
 • участие в
конференциях,
 • публикации в
СМИ,
 • проектную
деятельность и
т.д.;

- Активное
использование
компьютерной
Создание условий
техники в рамках
для расширения
образовательной
возможностей
использования ИКТ в деятельности;
процессе управления
детским садом и в
повышении качества
образовательного
процесса;
Проведение
тренингов,
направленных на
усиление
коммуникативных
возможностей
педагогов;
Проведение мастер –
классов, открытых
мероприятий
педагогами ДОУ;
Повышение
профессионального
уровня
педагогических кадров
в вопросах
использования в
практике работы
современных
технологий
дошкольного
образования;
Пополнение
медиатеки передовым
педагогическим
опытом «Уроки
педагогического
мастерства»;

Блок «Родители»
Взаимодействие
ДОУ с семьями
воспитанников;

Организация
наставничества для
профессионального
становления молодых
специалистов;
Подготовка и
сопровождение
аттестации
педагогических и
руководящих
работников.
Создание условий для
составления
портфолио каждого
педагога
образовательного
учреждения, как
формы обобщения
опыта педагогической
деятельности;
Обеспечение ДОУ
печатными и
электронными
образовательными
ресурсами ООП;
Создание
электронных
документов в
образовании
(планирование,
диагностики, отчеты,
организация детской
деятельности, рабочие
листы, «портфолио»
детей и педагогов т.д.);
Повышение уровня
профессионального
мастерства
сотрудников детского
сада в применении
ИКТ
- Разработка проекта по - Работа с родителями - Оценка
взаимодействию
по направлению
эффективности
ДОУ и семьи,
сохранения и
данного проекта.
разработка мероприятий укрепления здоровья - Выявление,
в рамках этого проекта воспитанников;
обобщение и
по сопровождению и
- Участие родителей в транслирование
консультированию
реализации проектной передового
семей воспитанников; и исследовательской педагогического
деятельности
опыта на разных
дошкольников;
уровнях через
- Организация и
конкурсы
24

проведение
профессионального
совместных детскомастерства, участие
взрослых
в конференциях,
мероприятий,
публикации в
укрепляющих
СМИ, проектную
семейные и
деятельность и т.д.;
общественные связи; - Анализ
- Внедрение активных удовлетворенности
форм работы с семьей родителей работой
(мастер - классы,
ДОУ;
круглые столы,
семинарыпрактикумы,
консультации), для
повышения
педагогической
культуры родителей;
- Развитие
разнообразных,
эмоционально
насыщенных способов
вовлечения родителей
в жизнь детского сада
(создание условий для
продуктивного
общения детей и
родителей на основе
общего дела: семейные
праздники, досуги,
совместные кружки);
- благоустройство
- Определить
территории;
перспективу
- Обеспечение
дальнейшей
соответствия
работы;
материальнотехнической базы
реализации ООП и
действующим
санитарным и
противопожарным
нормам, нормам
охраны труда
работников ДОУ;
- Проведение текущего
ремонта здания ДОУ;
- Обеспечение ДОУ
печатными и
электронными
образовательными
ресурсами ООП;
- Совершенствование
предметно-

Блок «Предметноразвивающая среда
ДОУ»

25

развивающей среды в
ДОУ:
- оборудование
групповых помещений
развивающими
пособиями,
сюжетными
игрушками, играми,
развивающей
направленности;
- пополнение
программнометодического,
методикодидактического и
диагностического
сопровождения
образовательной
программы,
реализуемой в ДОУ

1

1.1
1.2
1.3

2

2.1
2.2
3
3.1
3.2

Целевые показатели программы
Целевые показатели
Базовое
Целевое значение (год)
значение
(прогноз)
2022 г
2023
2024
2025 2026
2027
Способствовать организации образовательного пространства МБДОУ с. Ракитное с целью
формирования устойчивой мотивации на сохранение и укрепление физического и психического
здоровья воспитанников
Количество дней пропущенных
3.3
3.2
3.0
2.9
2.8
2.7
одним ребенком по болезни
Доля (%) педагогов использующих
40
55
60
65
70
75
здоровьесберегающие технологии
Уровень двигательной активности
Ниже
Средний
Выше среднего
среднего
Динамика посещаемости детьми ДОУ
196
200
204
206
208
210
%
Привести в соответствие с ФГОС ДО предметно-развивающую среду, способствующую
формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных
качеств воспитанников
Обновление материальнотехнической базы ДОУ
Пополнение предметно80
85
88
90
90
90
пространственной среды ДОУ
Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части освоения
современных педагогических технологий
Доля педагогов (%) владеющих ИКТ
76
78
80
85
90
90
– технологиями
Доля педагогов (%) применяющих
40
45
50
55
60
60
инновационные технологии
26

3.3

3.4

4
4.1

4.2

Доля педагогических работников (%),
75
80
85
90
95
95
прошедших повышение
квалификации по профилю
осуществляемой ими
образовательной деятельности
Доля педагогических работников (%),
24
41
41
47
52
58
аттестованных на 1 и высшую
кв.категорию
Усовершенствовать организацию системы взаимодействия ДОУ с родителями (законными
представителями) воспитанников
Увеличение количества родителей,
30
35
40
45
50
50
вовлеченных в разнообразные формы
взаимодействия ДОУ (%)
Увеличение удовлетворенности
87
87
88
88
89
90
родителей результатами работы ДОУ
(%)
Ожидаемые результаты:
Для детского сада.
- Увеличение числа потребителей удовлетворенных качеством образовательных услуг.
- Повышение качества воспитательно-образовательной деятельности.
- Обновление материально-технической базы детского сада.
Для детей.
- Получение полноценного качественного образования в соответствии с потребностями и
возможностями каждого ребенка.
- Результативность участия воспитанников в конкурсах различного уровня.
Для педагогического коллектива.
- Увеличение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности.
- Повышение профессионального уровня кадров.
Для семьи.
Сохранение здоровья ребенка и успешность ребенка при поступлении в школу.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.